Сегодня: 20 июля 2019 | 18:35
Ясно+28ветер 2 - 3 м\с
Язык: рус укр

Войти

Холокост в Бердянске, или Окончательное решение еврейского вопроса

12:15

Холокост в Бердянске, или Окончательное решение еврейского вопросаРовно 75 лет назад, 19 октября 1941 года в Бердянске произошла трагедия, которую называют Холокост (от английского holocaust, из древнегреческого ὁλοκαύστος — «всесожжение»), — преследование и массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны. В этот день в Мерликовой балке были расстреляны бердянские евреи.

«Окончательное решение еврейского вопроса» — это было продолжением расистской и антисемитской политики единолично правящей Национал-социалистической рабочей партии Германии во главе с Адольфом Гитлером.
На территории нынешней Запорожской области, в 3 городах и 18 районах, по переписи 1939 года, проживало 35 744 еврея, составлявших около 6,3% общего числа жителей области. В Бердянске проживало 2400 человек, 4,6% всех жителей. До 1939 г. в области существовали один еврейский национальный район (Ново-Златопольский) и 5 еврейских сельсоветов.

Создание юденрата
Сразу после оккупации Бердянска вместе с органами местного «самоуправления» был также организован еврейский комитет (юденрат) из 12 членов для передачи и осуществления приказов оккупантов. В его состав входили Спинглер, Штейнгард и другие. Руководитель еврейского комитета назывался «юденэльтестер» (нем. Judenältester) — еврейский староста, он лишь один контактировал с немецкими властями, отчего еврейское население зачастую полагало, что немцы с ним считаются, — хотя в действительности староста только передавал и осуществлял приказы оккупантов. При огромном количестве обязанностей, возложенных на юденраты, никакой реальной власти еврейские советы не имели, немецкие оккупационные власти с ними совершенно не считались. Немцы создавали юденраты для помощи в истреблении евреев и ни для чего больше.

Холокост в Бердянске, или Окончательное решение еврейского вопроса
Айнзацнгруппа убивает евреев, 1942 год

Спецоперация айнзацкоманды
12 октября 1941 года бургомистр Бердянска (в период немецкой оккупации так называли мэров городов) Сергей Желтоногов и ортскомендант Цейзер издали приказ о регистрации всего еврейского населения города. В приказе было указано, что за неявку евреев на регистрацию они будут привлечены к ответственности по законам военного времени, поэтому все еврейское население зарегистрировалось. Евреям предписывалось носить на груди шестиконечные звезды (по другим источникам — нарукавные повязки). Немцы также приказали городской управе составить списки евреев. Облегчало «работу» то, что в советских паспортах указывалась национальность. Запорожский историк Семен Орлянский писал, что к моменту немецкой оккупации большая часть еврейского населения уже покинула города и районы нашей области.

После прибытия в город айнзацкоманды — специального подразделения, созданного в основном для уничтожения евреев и других «неполноценных», — вышеуказанные должностные лица оккупационного режима издали указ, обязывающий все еврейское население явиться на базарную площадь города, имея при себе не более двух пудов вещей и продуктов питания, якобы для отправки в город Мелитополь (по другим источникам — для отправки в Палестину). Прибывшее на базарную площадь 19 октября 1941 года еврейское население было оцеплено немецкими солдатами и полицейскими. Бургомистр Желтоногов организовал подачу подвод, на которые погрузили вещи жертв холокоста. Караван смерти направился в Мерликову балку, в бывший детский санаторий НКВД (Наркомата внутренних дел). В санатории все вещи и ценности сложили возле одного из зданий, расположенного вблизи обрыва Мерликовой балки, а людей заперли в помещении. В тот же день, с 14-15 часов из помещения выводили по 100 человек, заставляя ложиться головой к обрыву Мерликовой балки, и четыре палача айнзацкоманды с автоматами производили расстрел, т.е. каждый каратель расстреливал по 25 человек, а еще один представитель команды специально в стороне перезаряжал автоматы. Члены айнзацкоманды расстреливали своих жертв практически в упор, при этом местные полицейские несли охранную службу. Спецоперация нелюдей была окончена в 19 часов вечера. Начальник вспомогательной полиции Бердянска Александр Коломенский, бывший ревизор наркомфина СССР по Запорожской области, дал полицейскому Петру Гольцеву в распоряжение 40 человек — бывших членов истребительного батальона — для сокрытия этого ужасного преступления. В начале советско-германской войны, в июне 1941 года из бердянских коммунистов в количестве 270 человек был создан так называемый истребительный батальон во главе с авантюристом времен гражданской войны Г.З. Голиком. Во время наступления немцев на Бердянск начальник НКВД города отдал «истребителям» приказ «парализовать тыл противника», но, по всей видимости, этого не произошло. После захвата Бердянска немцами часть членов батальона зарегистрировались в комендатуре, как впрочем, и все коммунисты, тем самым легализуя себя. 20 октября все присутствующие при расстреле в 9 утра явились в район Мерликовой балки. Мародеры в погонах распаковали вещи расстрелянных евреев, ценные вещи грузили в машины. Там были различные семейные реликвии, золотые и серебряные вещи, изделия из драгоценных камней, всевозможные отрезы, костюмы, обувь. Остальное отдали в распоряжение городской полиции, есть также информация, что позже мародерством на месте расстрела занимались жители окрестных сел. В 17 часов бывшие члены истребительного батальона закончили засыпать тела жертв холокоста землей. Точное число жертв холокоста до сих пор не знают, поскольку эксгумацию тел в Мерликовой балке не проводили. В публикациях можно встретить разные данные о количестве евреев, погибших в Мерликовой балке, указывают различные цифры — от 800 до 1000 человек. В Запорожском областном архиве хранится персональный список убитых в городе Осипенко (Бердянске), с указанием национальности и обстоятельств гибели. В этот список входят бердянские евреи, убитые в Мерликовой балке и других местах, в этом списке людей, обозначенных как евреи, насчитывается 479 человек. Такова эта страшная статистика, за которой стоят невинные жертвы нацистского безумия.
Холокост в Бердянске, или Окончательное решение еврейского вопроса
Согласно показаниям полицейского Петра Гольцева, впоследствии за верную службу немцам ставшего начальником политотдела СД (службы безопасности), конвоировали и охраняли жертв холокоста следующие полицейские: некий Павловский — впоследствии «пошел на повышение» и был управляющим публичным домом, а потом шефом районной полиции; его родной брат; Петр Стрюков из военнопленных; Василий Дьячков — впоследствии был назначен начальником уголовного розыска; Филатов — военнопленный, который добровольно перешел на сторону немцев. Большинство из бердянских полицейских и старост были расстреляны или отправлены на каторжные работы сроком на 25 лет, откуда живыми обычно никто не возвращался.
В ноябре 1943 года на месте памятного знака со звездой Давида на улице Горького, в районе морпорта, была проведена эксгумация тел. Обнаружено 14 тел, хотя свидетели указывают на то, что было 16 человек. Также свидетели указывали, что жертв расстреляли румынские солдаты, и это были граждане еврейской национальности. Расстрелы в городе евреев, выявленных немцами и выданных местными жителями, проводились и на протяжении 1942 года.
Холокост в Бердянске, или Окончательное решение еврейского вопроса

Почему все евреи не уехали из города?
Многие городские евреи старшего возраста помнили, как в Бердянске в 1918 году находился немецкий гарнизон. Германские войска вошли в Украину, гарантируя безопасность от «большевистских орд». В тот период немецкие войска вели себя корректно, и никому в голову не могло прийти, что представители нации Гете и Баха заразятся бациллой расового превосходства и зоологического антисемитизма, станут воплощать в жизнь убийство людей лишь только потому, что те родились евреями. Советская пресса публиковала материалы о репрессиях по отношению к евреям, но часть людей, особенно пожилых, в это не верили и говорили: «Что вы, немцы такая культурная нация, что не позволят издевательства над людьми…» Были также пожилые люди, которые не хотели уезжать с семьями в эвакуацию, чтобы не оставлять дома и имущество. Зная цену советской пропаганды, жители города были хорошо осведомлены об арестах граждан, среди них были и этнические евреи. Например, на третий день после начала войны, 25 июня 1941 года был арестован закройщик бердянской фабрики индпошива Лейба Гринер «за антисоветскую агитацию» и осужден к 10 годам лишения свободы, Леонид Блох, заведующий плановым отделом артели «Червоний гужовик», арестован 28 июня 1941 г. по обвинению «неблагонадежный», поэтому люди не знали, кого стоит больше бояться: гитлеровского или сталинского режима.

Антисемитизм в Бердянске
Также хотелось бы осветить другой вопрос: какова была реакция местных жителей на эти преступления против их соседей, друзей, коллег и, вообще, было ли в Бердянске такое постыдное явление, как антисемитизм? Семиты — общее имя тех народов, которые, согласно библейской генеалогической таблице, происходят от сыновей патриарха Сима. Термин «антисемитизм» обозначает враждебность по отношению к евреям или иудеям, но не ко всем семитским народам.
Увы, в истории города такие факты были: в преддверии Пасхи в мае 1881 года готовились массовые еврейские погромы, подогреваемые религиозными предрассудками. Самые богатые и авторитетные евреи Бердянска — Соколовский, Голобородько и Островский — обратились к начальнику города и порта П. П. Шмидту с просьбой выслать полк солдат для охраны евреев и их имущества во время Пасхи. Богатые евреи срочно вносили в городской банк золото и драгоценности, некоторые выехали из города. К чести руководителя города П. П. Шмидта, он своевременно доложил об этом губернатору, он же проводил профилактические беседы с жителями города, которые его заверяли, что порядок нарушаться не будет. 18 мая 1881 года в город прибыл сам губернатор и в течение четырех дней проверял лично, все ли благополучно в отношении евреев и их имущества. В город также прибыл отряд солдат из 86 человек, содержание которого возложили на бердянских евреев. Были также проведены массовые аресты по обвинению в участии в антиеврейском движении. В начале 20‑го века в городе, как и по всей Российской империи существовала организация «Союз русского народа», членов которых называли «черносотенцами», они же являлись движущей силой в еврейских погромах. Ярко выраженным антисемитом был император Александр III, его сын, последний император Николай II, от отца также далеко не ушел.
В гражданскую войну противоборствующие стороны — красные, деникинцы, петлюровцы, всевозможные атаманы — не гнушались устраивать погромы и грабежи против еврейского населения. Да и после окончания гражданской войны существовал антисемитизм, который можно назвать бытовым, несмотря на пропаганду пролетарского интернационализма. Один из примеров «бытовухи» в Бердянске стал известен благодаря писателям И. Ильфу и Е. Петрову, которые в 1935 году написали фельетон «Старики», его герои — еврейская семья Бердичевских. У известного 76‑летнего доктора Бердичевского и его супруги была незаконно извлечена часть его квартиры в пользу местного чиновника, секретаря рай-исполкома. Такой прием во время коммунистического режима назывался «уплотнением». «Партиец» стал всячески самоуправствовать по отношению к семье Бердичевских, доктор жаловался в инстанции, но ничего не мог добиться.

Холокост в Бердянске, или Окончательное решение еврейского вопроса
Антисемитские плакаты в Харькове

Также хотелось бы акцентировать внимание на том, что наш город далеко за его пределами прославили не различные чиновники царского и советского периодов, а евреи, представители научной и творческой элиты, такие как ученый-микробиолог Владимир Хавкин, композитор Юлий Энгель, художник Исаак Бродский и многие другие.
В период нацистской оккупации большинство населения было запугано предупреждениями о расстреле за укрывательство либо было равнодушно к происходящим событиям, а также было немало таких, которые враждебно вели себя по отношению к евреям и выдавали их местонахождение. По воспоминаниям бердянцев, были единичные случаи, когда евреям чудом удавалось бежать с места расстрела и их впоследствии выдали немцам. В окрестных селах местные жители, полицейские также выдавали скрывающихся евреев. Среди документов и актов есть свидетельства граждан, как в селе Осипенко две жительницы этого села донесли немецкой полиции о скрывавшейся семье гражданки К. Двое детей — дочь, 4 года, и мальчик, 7 месяцев, — были убиты.
Нацисты отслеживали настроения жителей Украины и в своих отчетах свидетельствовали, что среди них были те, кто выражал свои антисемитские взгляды, но тут же отмечали, что они не хотят, чтобы убивали евреев. Душегубы из айнзацгрупп докладывали, что украинцы отрицают еврейство, как и коммунизм, поскольку евреи доминировали среди чиновников коммунистической партии, однако выраженный антисемитизм на расовой и идеологической почве чужд этому населению. И нельзя, конечно, сказать, что чувство сострадания не было присуще нашим землякам. В книге голландского историка Карела Беркгофа описывается, как бердянские девушки, поняв, что их одноклассниц-евреек убьют, пошли в комендатуру города и просили помиловать их, но по понятным причинам это никакого результата не дало. И это был очень смелый поступок, поскольку сочувствие к жертвам холокоста не приветствовалось и многие старались дистанцироваться от них. Советские люди были приучены к этому, поскольку на протяжении 30‑х годов прошлого века члены семей отрекались даже от своих репрессированных близких родственников. И движущей силой доносов по выдаче немцам евреев были те же самые люди, которые доносили на других во время сталинского правления. Нельзя также забывать и о роли нацистской пропаганды, где для местного населения в газетах, всевозможных выступлениях, на плакатах описывали те злодеяния сталинского режима, которые организовывали чиновники высокого ранга еврейской национальности по типу Лазаря Кагановича и других сталинских опричников. К примеру, можно привести выступление бургомистра Бердянска Леонида Тяжелова в день рождения Гитлера, 20 апреля 1943 года, перед городским активом в театре, в котором он благодарил фюрера за то, что «освободил нас от иудо-большевиков».
После освобождения от нацистских оккупантов антисемитизм — как бытовой, так и государственный — достиг своего апогея в конце 40‑х годов, когда проводились кампании «безродных космополитов», «дело врачей», спецслужбами был убит Соломон Михоэлс — глава ЕАК (Еврейского антифашистского комитета). Бердянские органы государственной безопасности не оставались в стороне от этой кампании — так, например, в 1950 году Гершгорн Л. Д., конструктор завода «Дормаш», был арестован за «троцкистскую деятельность» и отправлен на бессрочное поселение в Красноярский край.

Спасение евреев
Только единицы, а такие были и в Бердянске, а также в окрестных селах, помогали евреям скрыться от преследований нацистов. Одним из таких был Карп Романец, который не побоялся спрятать в своем сарае семью Фельд — Неонилу Александровну и двух ее малолетних детей, Нону и Эдика, а также помог им выжить. По воспоминаниям Е. П. Дегтянниковой (Гофман-Кудрицкой), с помощью соседей ей и ее маме удалось скрыться из города, сопровождающий их мужчина вывел в небольшое село, где им удалось спастись. Детей от смешанных браков спасали, их в срочном порядке крестили, вешая нательные крестики.

Память
После войны все попытки увековечить память погибших евреев с использованием национальной религиозной символики жестко пресекались. Историк Олег Будницкий писал, что в Украине «власти пригрозили сровнять с землей все обелиски, на которых звезда Давида не будет заменена пятиконечной советской звездой». Очень жаль, что в Бердянске в 1987 году так и поступили со старым еврейским кладбищем, «пройдясь» по нему бульдозером.
Проблема памяти жертв Холокоста для наших современников отодвинута на задний план множеством социальных неурядиц. Но далеко не факт, что рост благосостояния сфокусировал бы внимание жителей Украины на таких болезненных темах, как геноцид евреев. Любая попытка затронуть трагические страницы прошлого еще возбуждает в нашем обществе глухое недовольство. Что говорить, если даже Голодомор — откровенный геноцид украинского села — воспринимается многими соотечественниками как националистическая пропаганда. Тема памяти, тема травматического переживания истории, пожалуй, являются барометром духовного состояния нации. И, к великому сожалению, стрелка этого барометра не указывает ясную погоду.

Владимир Карпенко

Здание бердянской вечерней шко... В Бердянском пограничном отряд...