Categories ОбществоГород

Военные капелланы: кто молится за украинских солдат

Их служба — душепастырская, их оружие — молитва за Украину. С началом боевых действий на Донбассе вместе с солдатами на войну отправились священнослужители различных конфессий. Уже в 2016 году были все предпосылки для предоставления им официального статуса военных капелланов. Теперь они — штатные работники в военных формированиях. И в Бердянске есть священнослужители, которые периодически выезжают в зону ООС (Операции объединенных сил) и скромно несут свою службу во имя мира на родной земле.

 

 

Миссия выполнима?

В Запорожской области служат всего шесть капелланов Православной Церкви Украины, а в Бердянске пока один — отец Степан. Именно Степан Вылущак является старшим капелланом Запорожской области, который координирует работу всех военных священников области. Также есть капелланы местного греко-католического прихода, которые в разное время несли душепастырскую службу на Донбассе (ранее — Ярослав Федунив, Пётр Мирчук, теперь — Иван Левицкий, Богдан Гелета). А в январе этого года военный капеллан, командир подразделения капелланов Южного региона Григорий Леонов получил знак отличия Президента «За гуманитарное участие в антитеррористической операции». По сегодняшний день осуществляют психологическую поддержку бойцам в окопах военный капеллан от Украинской Евангельской Христианской Церкви Виктор Бондаренко и протестантский пастор Алексей Кулик. Это священники, которые несут службу военных капелланов непосредственно в зоне боевых действий и награждены знаками отличия командования ВСУ.
До 2017‑го служили в зоне ООС и священники Украинской православной церкви Московского патриархата, потом Кабинет министров запретил привлекать их к капелланской службе в Нацгвардии Украины.
В декабре 2018 г. в Вооружённых Силах Украины насчитывалось 105 должностей военных капелланов, из которых укомплектованы лишь 68. По словам отца Степана, так как не все части могут быть укомплектованы этой штатной единицей, военные священники ПЦУ направляются туда, где в них нуждаются. Например, сам отец Степан закреплён за погранчастью, а место в 501‑м батальоне морской пехоты теперь вакантно, потому что у священника, который там служил, начались проблемы с сердцем. В ближайшем будущем морпехи дождутся нового капеллана.

 

Кто такие капелланы?

Капелланы — это военные священники, предложенные религиозными организациями — членами СДпО (Совет по делам пастырской опеки при Министерстве обороны Украины), которые прошли отбор и назначены на должности работников Вооруженных Сил Украины для удовлетворения религиозных потребностей личного состава.
Капелланством называют служение в лечебных учреждениях, реабилитационных центрах, детских домах, студенческих городках, воинских частях, учебных заведениях, армии, местах лишения свободы. Капеллан обязан предоставлять помощь всем нуждающимся независимо от их политической направленности, религиозной и национальной принадлежности.
Армейский капеллан не принимает участия в боевых действиях, не носит оружия, не благословляет солдат на войну. Основным назначением капеллана является религиозная опека личного состава Вооруженных Сил Украины и членов их семей с целью поощрения, углубления религиозной жизни, содействия укреплению положительных черт характера и нравственных ценностей.
Создавать капелланскую службу в Украине начали ещё в 2014 году. На начальном этапе изучался опыт структур иностранных государств. Кабинет министров Украины разработал и утвердил положение о службе военного духовенства (капелланской службе) в Вооруженных Силах, Национальной гвардии и Государственной пограничной службе. С 2017 года во всех боевых частях и подразделениях Украины введены должности военных капелланов.
Закон Украины «О капелланской службе» разрабатывается уже несколько лет и должен быть принят в ближайшем будущем.

 

Степан Вылущак: «Сама присутність капелана впливає на солдат»

Степан Вылущак

Степан Вылущак родился в Тернопольской области и окончил Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков. В 1991 году поступил в Одесскую духовную семинарию, служил клириком при митрополите Херсонском и Таврическом Леонтии Гудыме. В 2003 году, по собственным убеждениям, перешёл из Московского в Киевский патриархат. На службу в Бердянск был направлен в 2002 году из Запорожья. Настоятель храма Покрова Божией Матери, он же — старший капеллан Запорожской области, неоднократно ездил в зону ООС. Дольше всего — полтора месяца — служил в Константиновке в 2016‑м, остальные поездки длились по одной-две неделе.

— Сама присутність капелана впливає на солдат, — говорит отец Степан. — Можна нічого не робити, а лише прочитати молитву, але це вже робить людей більш відповідальними й організованими. У частинах є молитовні куточки, бійці носять хрестики, а ті, що служать на лінії, мають при собі ікони, біблії.

Отец Степан одобряет запрет Министерства внутренних дел о несении капелланской службы в Нацгвардии священникам Украинской православной церкви Московского патриархата.
— Є різниця у відношенні до бойових подій на Донбасі у московського та київського патріархату: ми кажемо, що наш ворог — це руський мир, а вони говорять, що це громадянська війна, — объясняет он. — А потім солдати розповідають про незадоволення службою. Переконаний, що критика служби виникає через відсутність чітко поставленої задачі — хто є ворог. Якщо немає уявлення про концепцію ворога, то ворогом стає той, хто пригнічує, тобто командир, офіцери, керівництво. Тоді виникає класичний духовний конфлікт. А коли солдат чітко знає, хто його ворог (по той бік окопів), тоді й простіше служиться. Основна задача капелана — довести, що ми робимо правильну справу і що захист батьківщини — це наш прямий обов’язок.

 

Виктор Бондаренко: «Солдаты нас не сразу приняли»

Виктор Бондаренко

Виктор Бондаренко родился в Хмельницкой области, но всю жизнь прожил в Бердянске. Окончил ООШ № 6 и ПТУ №11, получив специальность слесаря по ремонту автомобилей. Его молодость пришлась на лихие 90‑е, когда устоять перед опасными соблазнами времени было непросто. В его биографии значится несколько лет тюремного заключения. Именно там, в неволе, в 1999 году, Виктор Бондаренко переосмыслил свою жизнь и уверовал в Бога. С 2005 года он стал пресвитером тюремного служения от Украинской христианской евангельской церкви «Слово Жизни» (церковь «Благая весть»), был старшим по служению в тюрьмах Запорожской области.

— Также мы занимались адаптацией бывших осужденных и возвращали их к нормальной жизни, — вспоминает Виктор. — Работали не только с заключёнными, но и с женщинами, которые нуждались в социальной адаптации; с бездомными, которых уже десятый год кормим на проходной бывшего Первомайского завода, с наркоманами, которые решили вернуться к нормальной жизни. А когда мы с пастором оформляли документы на аренду здания старой больницы в селе Осипенко, чтобы сделать хоспис для онкобольных и одиноких людей, началась война.
С самых первых дней неспокойных событий на Донбассе Виктор Бондаренко и его зять Александр Сизенов на своём микроавтобусе вывозили людей, которые бежали от войны; занимались расселением и адаптацией переселенцев в Бердянске; вместе с волонтёрами помогали им продуктами и вещами.
— Когда началось движение капелланов в Украине, это было модно и выгодно, — рассказывает Виктор. — Но мне не нравилось, что многие пользовались этой должностью ради корыстных целей — получения «корочек» и выплат. Мне же повезло быть знакомым с людьми, которые действительно ездили на Донбасс ради душепастырской помощи военным. В конце 2015 года я впервые вместе с ними отправился в зону АТО — в 28‑ю бригаду, располагавшуюся в станице Луганской. Там мы общались с солдатиками, и я был тронут их патриотизмом. А когда вернулся — узнал, как официально стать капелланом, чтобы ездить в зону АТО.
В 2016-м служил в 14-й и 93-й бригадах, ротации длились более двух недель. В феврале 2017 года Виктор и его зять Александр бок о бок служили с военными в посёлке Трёхизбенка Луганской области, пробыли там около месяца. Потом им предложили «заняться» Мариуполем. Отправившись на место дислокации морской пехоты, мужчины встретились с недоверчивым и даже высокомерным отношением к себе. Один военный так и сказал: «Тут таких, как вы, много было. Мы и знать вас не хотим».
— Как оказалось, капелланы не всегда достойно себя вели, и мы пожинали плоды их поведения, — объясняет Виктор. — Когда я пошёл к руководству и попросился служить в морской пехоте, столкнулся с очередной странностью — в базе данных значился список из 13 капелланов, которые якобы уже служат в 501-м батальоне. На самом же деле там не было ни одного из них. Мне разрешили туда поехать только после заверения замполита о необходимости такого человека в батальоне.
Первым местом службы в составе морской пехоты стал посёлок Павлополь, где велись активные боевые действия. Традиционно ребята прохладно относились к капелланам. Позже выяснилось почему.
— Солдаты нас не сразу приняли и сначала даже не хотели разговаривать, — вспоминает капеллан. — Как‑то после двух недель службы и ночного обстрела я рано встал, по традиции заварил кофе и собрался помолиться за всех. В одном из окопов увидел мичмана и пулемётчика. Они попросили меня ответить на вопросы, с ответами на которые я, собственно, и приехал. Мы долго общались, и это был тот переломный момент, который изменил отношение к нам. Потом уже хлопцы рассказали, почему игнорировали нас. Когда по рации объявили, что к позиции подходят два капеллана, они ожидали увидеть типичных священников — в рясах, с крестами и бородами. А тут мы — крепыши в военной форме, с полным обмундированием. «Ну, точно — или СБУ, или другие проверяющие органы», — подумали хлопцы и начали сторониться.
По мнению Виктора, доверие солдат было завоёвано не только словом, но и делом. Ведь капелланы вместе с ними и окопы рыли, и есть готовили, и за любую работу принимались. Во время одной из перестрелок Виктор Бондаренко получил контузию. Но это его не остановило: он объехал линию фронта — от станицы Луганской до посёлка Широкино, работал парамедиком на военной скорой и не забывал о своей главной миссии.
— Роль капеллана на войне — морально помогать людям в стрессовых ситуациях, — считает Виктор Бондаренко. — Ведь если гражданский психолог работает с душой, то капеллан — с духом. Морпехи меня приняли и в 2018 году попросили приехать вновь. И руководству своему писали об этом. Как‑то из Генштаба позвонил один из руководителей и сказал: «Вы, наверное, единственный, о ком просят».

 

Григорий Леонов: «Я понял, что должен быть там, с этими ребятами. Потому что там — ГОРЕ»

Григорий Леонов

Григорий Леонов родился и вырос в Токмаке. Жил в своём доме, работал на заводе «Юждизельмаш». Говорит, в его жизни было всё: и трагедии (жена погибла в Израиле, когда её затянуло между двумя поездами), и проблемы с законом.
— Мы всю жизнь живём без Бога, и однажды приходит момент, когда осознаёшь бестолковость своего существования, — считает Григорий. — Мне было 40 лет и я пребывал в местах не столь отдалённых, когда ко мне пришло это осознание. И я посвятил себя служению Богу. И нёс Его Слово тем людям, которые больше всего в нём нуждались. Ведь знаете, какая жизнь у осуждённых? Они по десять раз в одну колонию возвращаются, потому что вычеркнули себя из этой жизни и поставили на себе крест. И эта схема работает в сердце каждого человека, который там находится. Но когда ты приезжаешь и несёшь Слово Божье, они меняются. И вот то, что меня, сидевшего, пускали в тюрьму проповедовать — это был первый шаг к нашему общему духовному исцелению.
Сейчас Григорий Леонов служит в бердянской протестантской церкви «Слово жизни», в исправительных колониях (является служителем тюремного служения) и в зоне ООС. Два с половиной года назад окончил факультет филологии Национального педагогического университета им. Драгоманова, где изучал психологию, теологию и капелланство.
— Весной 2014 года друга моего сына забрали в армию и в разгар мариупольских событий кинули в Мариуполь, — рассказывает он. — Сын приехал в Бердянск и предложил вместе съездить в подразделение друга, которое стояло под Урзуфом. Мы поехали… Там такое место было — как курилка: лавочки из пеньков стояли и ящик, а в нём — христианские «Новые Заветы». Рядом горел костёр, и я испугался, что ребята будут разжигать его книгами. Люди ведь могут не понимать, какое богатство у них в руках. Я им говорю: «Ребята, эти книги не в коробке держать надо, а с собой носить». И, представляете, каждый боец полез в карман и достал свой «Новый Завет». Я говорю: «Надо не просто носить — это так не работает. Надо читать и вникать». А они и говорят, серьёзно так: «А мы читаем и вникаем». И, знаете, я заплакал… Я понял, что должен быть там, с этими ребятами. Потому что там — ГОРЕ. И я, как христианин, которому Бог многое простил, должен стать военным капелланом. Ведь задача священника — не просто помолиться за человека, а пройти вместе с ним определённый путь — в его страданиях и молитвах. Роль капеллана — молиться за раненых, призывать защиту живым и почитать погибших.
С тех пор Григорий Леонов служил в горячих точках на линии разграничения на Донбассе. Помнит, как в Сартане по полтора суток не выходили из блиндажей и подвалов, потому что территорию накрывали градами; как в Песках пришлось подъезжать к заброшенной церкви по минному полю и под пулями проводить служения; как снайперы спускались вниз, принимали покаяние, причастие и возвращались на свои позиции…
Сейчас Григорий проходит медицинское обследование за границей.
— Я не буду сожалеть ни об одной минуте своей жизни, потому что знаю, что делаю, — отмечает Григорий. — Наши вооружённые силы — ни в начале войны, ни сейчас — не готовы обеспечивать фронт высококвалифицированными военными психологами. А ребятам очень нужна психологическая поддержка. Они на войну уходят Колями, Петями и Серёжами, а возвращаются с теми же именами, но другими людьми.
По словам Григория Леонова, военные священники намерены уделять ещё больше внимания организации психологической помощи и реабилитации военных.

 

Анатолий Кусык: «Я не повинен боятися, тому що у кожного священика своя доля»

Анатолий Кусык

Анатолий Кусык родился на Тернопольщине. В 2004 году приехал в Запорожье, чтобы выучиться на священника.
— Я виріс у набожній сім’ї: дідусь працював біля священика, бабуся співала в церковному хорі, і я змалку ходив до церкви, — рассказывает он. — Коли закінчував школу, навіть питань не було, ким хочу стати. За порадами інших священиків у 2000 році приїхав до Запоріжжя — батьківщини козацтва. Вступив до Запорізького духовного училища. Працював при храмі Троїці послушником, а з 2004 року заочно вчився у Київській православній богословській академії. У 2005 році став священиком.
Отец Анатолий принимал участие в работе военкомата: вёл службу, когда отправляли ребят в армию на обучение через областной отправной пункт. Когда возник вопрос о капелланстве, сразу согласился.
— Я не повинен боятися, тому що у кожного священика є своя доля: хтось служить у в’язниці, хтось у лікарні, хтось опікується дітьми, — объясняет Анатолий. — Я ж став капеланом у червні 2017 року. Вперше потрапив до військової частини 3033, яка служила у Запоріжжі. У жовтні 2017 року поїхав до АТО — у сектор М, який простягається від Курахово до Маріуполя.
Он и сейчас находится вместе с нацгвардейцами под Мариуполем. Считает, что самая главная задача капеллана — это поддержка солдат.
— Найбільша місія — бути поряд з військовослужбовцями, і неважливо, чим підтримувати — чи то розмовою, чи то грою в футбол. Головне, щоб людина відчувала, що не залишається сам на сам зі своїми сумними думками, — убежден капеллан.

Recent Posts

  • Происшествия

В Бердянске внедорожник протаранил ЗАЗ

На Мелитопольском шоссе не разминулись внедорожник Honda и ЗАЗ, водителя последнего авто госпитализировали. ДТП случилось сегодня, 13 ноября, около 14:00…

13.11.2019 17:11
  • Общество
  • Город

Врачи амбулаторий Бердянска ждут пациентов для заключения деклараций

Коллектив первичного звена БТМО пополняют врачи семейной практики, которые готовы принимать, как взрослых, так и детей

13.11.2019 17:08
  • Страна

Верховная Рада проголосовала за рынок земли в первом чтении

За такое решение проголосовали 240 депутатов. 227 представителей "Слуги народа" и 13 позафракционных

13.11.2019 17:00
  • Город

ЧАО «Приазовкурорт» частично погасило свои долги перед городским бюджетом по аренде земли

За счет продажи помещений санаториев, принадлежащих «Приазовкурорту», местный бюджет пополнился на 7 млн грн.

13.11.2019 16:22
  • Город

Обезвоженное Азовское: когда жителям села дадут воду

Вопрос водоснабжения домов села Азовское вынесли на комиссию по чрезвычайным ситуациям

13.11.2019 16:13
  • Общество
  • Город

Можно ли будет купаться на новой дамбе в Бердянске?

Некоторые интернет-ресурсы Бердянска начали будировать тему, мол, из-за строительства  берегозащитной линии вдоль улицы Горького, жители и гости микрорайона Пески следующим…

13.11.2019 16:04