Художница Нина Бутева: «Я всегда знала, что буду художником»

Дедушева Ирина

16.06.18 | 10:27
Поделиться ссылкой:  

С самого детства она чувствовала себя другой – другие интересы, другие взгляды на жизнь, другие стремления… Не зря свою выставку картин, которая на днях начнёт радовать бердянскую публику, она назвала «Иная». «Бердянские ведомости» рассказывают своим читателям, в чём же главное отличие художницы Нины Бутевой от других, где она черпает вдохновение и как она осознала своё настоящее предназначение – творить.



- Нина, в Вашем блоге я прочитала, что интерес к рисованию у Вас проснулся ещё с младенчества. А сколько лет Вам было тогда и каким был первый рисунок?
- Мама сохранила альбомы, где я рисовала, ещё когда мне было года два. А вот первые работы, которые я помню – это картинки, которые я рисовала по мотивам книжек, которые читала бабушка. В основном, в маленьком возрасте рисовала разных принцесс. А ещё у меня была любимая утка на весь лист. Это уже в садике я творила. Помню, что мою утку выбрали как пример для других детей, похвалили, что она была самой красивой.
- Какая работа для Вас стала самой запоминающейся за время творческой деятельности?
- Она была даже не в живописи. Первой моей творческой работой было золочение и роспись элитной мебели. Я настолько была погружена в неё, что даже несмотря на то, что работала на четыре-пять часов больше, чем на предыдущей офисной работе, получала от неё колоссальное удовольствие. Да, я очень уставала, но была счастлива от того, что стала заниматься любимым делом. Вот то, что я делала в этот переломный период, наверное, и можно назвать самыми запоминающимися работами.
- А в каких вообще направлениях творите?
- На первом плане у меня, конечно же, живопись. Помимо этого, занимаюсь хенд-мейдом: делаю украшения из янтаря, изготавливаю кукол, расписываю стены, пробовала делать барельеф. Сейчас ещё увлеклась мандалой, это – точечная роспись. Когда есть настроение, могу что-то связать. Могу реставрировать и расписывать мебель. Кстати, есть очень интересные образцы, которые люди просто выносят на свалку. Недавно, например, реставрировала стул, который похож на те, что были в фильме «12 стульев».
- Что Вам больше всего нравится писать?
- У меня преобладают картины с корабельной тематикой. На их создание меня вдохновляет мой папа, который служил на подводной лодке. Его морские истории, фотографии, которые он привозил с походов, отпечатались в моей душе. Вдохновляет как сама мощь морской стихии, так и славные подвиги моряков-подводников, их отвага, понятие офицерской чести.

Иногда мне нравится творить что-то в более женской и детской тематике. Я сейчас, например, люблю рисовать плюшевых медвежат, каких-то бабочек, животных, пейзажи.

На грядущей выставке у меня одна стена будет силовая, чисто мужская, а вторая – абсолютно спокойная. Наверное, по выставке стоит идти против часовой стрелки. Потому что изначально буря, морская стихия, баталии, а потом переход на более спокойные работы, более женские. Есть у меня и картины, написанные на пленэрах.
- Кто и что ещё Вас вдохновляет, помимо отца?
- Вдохновение можно найти везде, если у тебя есть желание творить. Может, сон какой-то приснился, или же увидела красивый пейзаж, познакомилась с интересными людьми… Очень часто такое бывает, что новый человек в жизни настолько впечатляет, что я пишу картины с мыслью о нём. Правда, зачастую он об этом не знает (улыбается).


- У вас в семье были художники?
- Мой папа рисовать умеет, но он не развивал никогда этот талант. К тому же папа очень скромный: у него есть значок за дальний поход, и в своём армейском фотоальбоме он его нарисовал. И вот только недавно признался, что это его рисунок!
- Кто стал Вашим самым первым наставником? А самым главным?
- В детстве я ходила в Дом пионеров и занималась в студии «Барвинок». Моя первая наставница Жанна Натановна учила меня лепке, макраме, папье-маше. Потом, когда мне было лет 10, мама отдала меня в художественную школу. Но там было очень скучно, поэтому я вернулась к Жанне Натановне. У неё была полная свобода творчества, если у ребёнка не было вдохновения сегодня доделывать какую-то работу, она разрешала браться за что-то другое. В дальнейшей взрослой жизни как таковых наставников не было. Разве что кто-то из друзей, кто оценил мои работы, похвалил и мотивировал развиваться дальше.
- А помимо детских кружков и недолгого пребывания в художественной школе, Вы где-нибудь обучались рисованию? Как Вы считаете, насколько вообще художнику важно иметь специализированное образование?
- Я – художник-самоучка. Думаю, что кому-то художественное образование необходимо, а кому-то – нет. Рисовать можно научить и обезьяну. Но увидит ли она прекрасное? Основы художественного мастерства изучать нужно, но если у человека нет таланта, то это ему вряд ли поможет.
- Как вы считаете, чем художник отличается от других людей? И чем Вы отличаетесь от других художников?
- Художник – это индивидуальность, в то время, как большинство людей – личности. То есть, если у людей-личностей первоочередные потребности – создать семью, прокормиться, позаботиться о потомстве, соблюдать традиции, обычаи, то у художников эти потребности отличаются. Они стремятся быть творцами, людьми искусства, и их потребности – признание, любовь публики, развитие духовного мира. Их мотивация – честолюбие, стремление остаться в истории. «Моё творчество принадлежит вам, моя жизнь – никому», -- девиз многих людей искусства. Можно сказать, что художники просто немного другие.

Моё отличие в том, что я девочка, а рисую корабли (улыбается). Я даже знаю, как устроен корабль. Многих это удивляет. У меня в некоторых картинах чувствуется мужская сила и энергия. Даже когда я размышляю, то мой внутренний голос не имеет пола.
- А с выражением, что все творческие люди немного сумасшедшие, Вы согласны?
- Другие, не то чтобы сумасшедшие. Сумасшествие – это всё-таки патология. Патологий, думаю, нет, а вот лёгкая акцентуация возможна, и у каждого в свою сторону. У меня тоже есть своя особенность – я люблю возвращаться в детство. Когда ты двигаешься вперёд, очень важно вернуться в прошлое и вспомнить, что ты хотела, о чем мечтала. Тогда в настоящем ты это всё к себе притягиваешь. Вот я, например, всегда знала, что буду художником. Может быть, это и есть нечто удивительное.
[B] - Бывают ли у Вас творческие кризисы? Как с ними бороться?[B]
- Да, иногда бывает застой. Я не думаю, что с ними нужно бороться, их надо просто использовать. Если не возникает никаких идей, то просто берёшь карандаш и набрасываешь что-то, можно поработать в технике мандала. Там особых каких-то требований нет, так просто руку набиваешь. Нужно просто отвлечься, погрузиться в себя…
- Творчество каких художников Вам нравится? Кто оказал на Вас наибольшее влияние?
- Мне очень нравятся импрессионисты. Также сейчас всё больше обращаю внимание на творчество бердянских художников. Например, недавно познакомилась с выставкой Германа Визулиса. Из классиков, конечно же, люблю Айвазовского. В том году мне выпала возможность увидеть оригиналы его картин в Эрмитаже и Русском музее – это просто потрясающе! Также мне нравится творчество Гогена, Моне... Просто очень сложно выбрать кого-то одного, у каждого творца есть чему поучиться.


[B]- Бедный художник – это про Вас? Или всё-таки такой деятельностью можно заработать на жизнь?[B]
- Если только выполнять заказы, то заработать на жизнь возможно. А если писать просто для себя, для души, -- то вряд ли. Мой брат говорил, что для того, чтобы дорого продавать свои картины, нужно умереть молодой, они ведь все так делали (смеётся).

Для меня в этой деятельности самой большой сложностью всегда было умение показать себя и продать. Даже мои ученики смело продают картины, берут заказы, а я в этом плане веду себя очень скромно. Но в то же время иногда я могу поставить цену, которая, наоборот, может показаться высокой для нашей бердянской публики. Я как автор оцениваю свою работу в зависимости от техники, идеи, времени, которое потратила на неё. Возможно, у нас в городе просто пока что нет такой целевой аудитории, которая может себе позволить приобрести такие работы.
[B] - Часто ли Вы участвуете в выставках, фестивалях, конкурсах? [B]
- В детстве, когда мне было лет 10, заняла третье место на областном конкурсе рисунков. Часто участвую в разных ярмарках. Уже была в Судаке, Харькове, Львове. А вот персональная выставка у меня состоится впервые. 11 мая она откроется, и продлится до конца июля. Она называется «Иная». Почему такое название? Просто я всегда чувствовала себя иначе, не такой, как все. Даже на афише у меня изображена «Алиса в стране чудес», ведь эта сказка вообще какая-то другая, тоже иная. Мои интересы всегда отличались от интересов других – в то время, как дети после выполнения домашних заданий бежали на улицу играть, я всегда оставалась дома и что-то творила.
- Какой у вас жизненный девиз?
- Творить во чтобы то ни стало и всю жизнь развиваться. Мир очень стремительно меняется, и если ты за ним не успеваешь, то тебя просто выбросят на свалку.

P. S. Нина Бутева приглашает всех ценителей прекрасного посетить её персональную выставку «Иная», которая будет проходить до конца июля в художественном музее им. Бродского.


Наше приложение для iOS

Реклама



Интервью