История музейного дела в Бердянске (часть третья)

Токовенко Андрей

17.06.17 | 09:12
Поделиться ссылкой:  

Сегодня Бердянск без преувеличения является одним из лидеров музейного дела в Украине. Подтверждение этому не только значительное (как для провинции) количество музеев, их победы в престижных конкурсах и участие в международных и национальных проектах, а и ценность собранных здесь экспонатов. Чем уникальны музейные собрания нашего города – об этом и пойдёт речь.


История музейного дела в Бердянске (часть первая)

История музейного дела в Бердянске (часть вторая)

Город - музей

До недавнего времени Бердянск удерживал пальму первенства в Запорожской области по количеству музеев, да и сегодня конкуренцию нашему городу составляет лишь областной центр. К примеру, коллекцию Бердянского художественного музея сегодня составляют порядка 7 тыс. экспонатов: произведения живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, текстиля и художественного фарфора. Многие из них – безусловные шедевры изобразительного искусства.


Коллекция скульптуры в фондах Бердянского художественного музея

Статуэтка "Плюшкин" (1870-е) из знаменитого гарднеровского фарфора в фондах БХМ


Фонды Бердянского краеведческого музея с его тремя филиалами (мемориальный дом-музей П.П. Шмидта, военно-исторический музей «Подвиг», музей истории города Бердянска) насчитывают более 86 тыс. единиц хранения подлинных предметов и документов.

Организатор акции «7 чудес Украины» Николай Томенко вместе с журналистами на экскурсии в Музее истории Бердянска.

Николай Томенко высоко оценил экспозиции бердянских музеев, назвав их одними из лучших в Украине.

Также в нашем городе есть 9 музеев на общественных началах: истории Бердянского морского порта, Бердянского колледжа ТГАТУ (бывшая Виноградарка), Бердянского машиностроительного колледжа, истории БГПУ, ООШ №5 и ООШ №13, Бердянского курорта, ЮГМ и АЗМОЛа.

Руководитель Музея истории Бердянского порта Евгений Денисов показывает книгу где впервые упомянута бердянская пристань.

В прошлом каждое крупное промышленное предприятие города имело свой музей. После их ликвидации сотрудникам краеведческого музея удалось спасти несколько заводских собраний: «Азовкабеля», «Первомайского», «Стекловолокна», «Дормаша», совхоза «Жовтнева хвиля». Неизвестной остаётся судьба музея «Южгидромаша», а вот азмоловский удалось сохранить (хотя за годы управления Фонда госимущества помещение музея сильно пострадало) и новое руководство намерено привести его в порядок.

В таком виде достался Музей завода АЗМОЛ новым владельцам




Кроме того, за последние годы в Библиотеке-филиале №7 создан музей экслибриса и старинной книги, фонд редкой книги открылся в Бердянском педуниверситете, а в его археологической лаборатории собрана коллекция древностей, небольшой музей археологии и этнографии создан в Бердянском муниципальном лицее.

Собрание древностей в учебной археологической лаборатории БГПУ

Организаторы акции «7 чудес Украины» посетили Фонд редкой книги в БГПУ

Экскурсия в Музее истории БГПУ

Да собственно сам Бердянск можно назвать музеем под открытым небом. Ещё в 1992 году по инициативе директора Бердянского краеведческого музея Людмилы Ноздриной горсоветом был утверждён Перечень зданий и сооружений, имеющих историческую, архитектурную и культурную ценность. В последствии в Генеральном плане города были определены ареалы исторической застройки - целые кварталы нашего города являются частью культурного наследия. И хотя, честно скажем, в Бердянске в большинстве случаев на сохранение исторического облика города смотрят сквозь пальцы, именно эта «охранная грамота» в 2012 году спасла от полного варварского уничтожения старинную мостовую на ул. Университетской (быв. Ульяновых) во время «бакаевской» реконструкции.

Уничтожение брусчатой мостовой во время реконструкции 2012 года

Ещё в 2001 году Постановлением Кабинета министров Украины Бердянск занесён в список исторических населённых пунктов, и уже в качестве народного признания - в 2016 вошёл в «7 чудес Украины» как исторический город.

Самые, самые…

Назвать самый ценный экспонат в бердянских коллекциях работники музеев затрудняются. Как можно сравнивать? Каждый ценен и уникален по-своему. Взять хотя бы картины: Айвазовский, Репин, Саврасов, Серов, Поленов, Маковский, Мясоедов, Верещагин, Кустодиев… Такому перечню имён позавидует столичный музей. Потому мы решили остановиться на интересных фактах.

Картина Владимира Серова «Сибирские партизаны» самая масштабная в коллекции БХМ им. И.И. Бродского.

Самым масштабным произведением в коллекции художественного музея является картина Владимира Серова «Сибирские партизаны», площадь полотна – почти 11 м2. А вот самые маленькие живописные работы – этюды Василия Поленова «Берег моря» и «Замок Вартбург», их размер не превышает экрана мобильного телефона. И уж совсем крохотные из всех произведений – офорты нашего земляка Якова Хаста, мастерски исполненные, некоторые из них величиной с почтовую марку.

Этюд Василия Поленова «Берег моря» (1881 г.)

Офорт Якова Хаста «Рассматривание рисунков» (1896 г.)

Картины из музея Бродского неоднократно выставлялись в Москве, Петербурге, Минске, Киеве, Одессе, Ливадии, городах Запорожской и Донецкой областей, но самое дальнее «путешествие» совершило полотно кисти Ивана Мясоедова «Венецианские купцы-разбойники». В 1997 году оно экспонировалось в столице Княжества Лихтенштейн – городе Вадуц. Эта картина, так же, как и её автор, имеет интересную судьбу и заслуживает отдельного рассказа.

Иван Мясоедов, «Венецианские купцы-разбойники» (около 1909 г.)

Полотна из нашего музея и сегодня пользуются немалым спросом у галерей мирового уровня. К примеру, когда в 2015 году в Третьяковской галереи к 150-летию Валентина Серова проводили крупнейшую выставку работ великого живописца, москвичи очень просили его «Натурщика с красной тканью» из бердянского собрания, рассказала нам директор БХМ Марина Бучакчийская. Из соображений безопасности на просьбу Третьяковки отказали.

Валентин Серов «Натурщик с красной тканью» (1880-е гг.)

Николай Фешин «Женщина с зеркалом» (1915 г.)


А совсем недавно в Бердянске побывали родственник Николая Фешина – выдающегося русского и американского художника. После революции он иммигрировал в США и во многом стал культовой личностью для искусства Соединённых Штатов. Родня живописца приехала из Америки в Днепропетровск, узнав, что в Бердянске есть две картины Фешина, американцы проехали 300 км лишь для того, чтобы взглянуть на эти жемчужины бердянской коллекции.

Самым увесистым экспонатом в коллекции бердянских музеев безусловно является гребной винт парохода «Диана», капитаном которого был Пётр Шмидт. Поднятый со дна Азовского моря в 2009 году, винт имеет почти 5 м в диаметре и вес 8 т. Не на много отстают от него пушка парохода «Боец» и корабельный якорь с многометровой цепью, также «выловленные» в море. Сегодня эти ценнейшие находки можно увидеть в экспозиции краеведческого музея и музея Шмидта.

Самые увесистые экспонаты краеведческого музея: винт парохода «Диана», пушка парохода «Боец» и корабельные якоря подняты со дна моря.

По мнению главного бердянского краеведа Людмилы Ноздриной, самыми ценными экспонатами музея являются дневники бердянских «летописцев» Василия Крыжановского и Павла Архипенко. И если титулярный советник Крыжановский тщательно документировал современные ему события второй половины XIX века, то скромный краевед-любитель Архипенко оставил титанический 35-томный труд в котором запечатлел уходящую бердянскую старину.

Большой знаток бердянской старины и автор десятков рукописных книг Павел Архипенко прожил сто лет.

Кстати, старина в бердянских музеях представлена с разных сторон жизни. Один из самых экзотических экспонатов в Музее истории города, на наш взгляд, - расписной фаянсовый унитаз английской работы. Этот сантехнический предмет позапрошлого века может и не является особо ценным, но неизменно заинтересовывает посетителей.

Не золотой, но тоже «по-богатому»… Расписной унитаз в экспозиции Музея истории Бердянска

Безусловным раритетом в коллекции музея «Подвиг» является фотоаппарат марки «Контакс», принадлежавший германскому фельдмаршалу Фридриху Паулюсу. Он стал боевым трофеем нашего земляка - Михаила Антоновича Михайлика, служившего командиром фотограмметрического взвода 9-го гвардейского разведывательного артиллерийского дивизиона, и принимавшего участие в пленении Паулюса в Сталинграде. С 1995 года этот аппарат хранится в музее.

Фотоаппарат фельдмаршала Фридриха Паулюса (фото из архива Краеведческого музея)


Музей - это атмосферное место

Сегодня несмотря на нелёгкое экономическое положение, бердянские музеи стараются активно работать, избрав свою особую концепцию. По словам директора БХМ Марины Бучакчийской, художественный музей сегодня развивается как социокультурное пространство, где посетители могут не просто созерцать в тишине работы великих мастеров, а активно отдохнуть, интересно провести досуг. Участие во всевозможных культурных акциях и арт-проектах позволило привлечь в музей тех, кто никогда не переступал его порог. Главное в музее – открытость и доступность, считает Марина Николаевна.

Празднование юбилея Бердянского художественного музея

«Светский раут» в БХМ

Селфи-акция в Бердянском художественном музее, гости фотографировались на фоне понравившихся экспонатов

Мастер-классы в БХМ для детей и взрослых в последние годы стали очень популярны


А вот краеведческий музей сам «пошёл в народ», рассказала нам его директор Людмила Ноздрина. Реализованы проекты «До музею лише крок», «До музею - з дитинства» - научные работники посещают с лекциями и выездными экскурсиями учебные заведения, детские сады, реализуют совместные проекты с городскими СМИ, работают в соцсетях.

Мы поинтересовались, что особенно интересно в музеях сам их работникам. Так Марина Бучакчийская больше всего любит натюрморты – они создают хорошее настроение. Музей – это атмосферное место, и при создании той или иной экспозиции, выставки, главное – нести позитив, считает Марина Николаевна.

Людмила Ноздрина любит работать с историческим интерьером, обстановка бердянских домов конца XIX века, 1950-х, украинской народной хаты и дома болгарских переселенцев – изюминки краеведческого музея и его филиалов. Также Людмила Фёдоровна интересуется историей бердянских семей и с удовольствие создаёт посвящённые им экспозиции.

Людмила Ноздрина знакомит правнучек известного бердянского промышленника XIX века Людвига Феттера с экспозицией о их семье

Интерьер XIX века в Музее истории Бердянска

Можно бесконечно много рассказывать о бердянских музеях: их истории, коллекциях, экспонатах, проектах, победах и людях, отдавших жизнь этому благородному и не всегда благодарному делу. Мы обязательно напишем об этом в будущем. Но куда интересней уделить хотя бы час своего времени и заглянуть в эти «дома муз», и предметы сами расскажут вам свою историю.

При подготовке использованы материалы из фондов БХМ им.И.И.Бродского и Бердянского краеведческого музея.


Наше приложение для iOS

Реклама



comments powered by HyperComments