История музейного дела в Бердянске

Токовенко Андрей

18.05.17 | 11:05
Поделиться ссылкой:  

18 мая 2017 во всём мире в сороковый раз отмечают Международный день музеев, в связи с этим мы хотим поздравить музейных работников Бердянска с их профессиональным праздником. Не смотря на все трудности, с которыми в современных реалиях сталкиваются учреждения культуры, в нашем городе музейное дело поставлено на очень хорошем уровне. А о том, как всё начиналось, и чем уникальны бердянские музеи – и пойдёт речь.

Когда музеев ещё не было…

Надо сказать, что к музейному делу бердянцы приобщились задолго до появлении в нашем городе первого «дома муз». В 80-х годах XIX века в Таврической губернии (куда входил и Бердянский уезд) была создана Таврическая учёная архивная комиссия (ТУАК), располагалась она в Симферополе. Помимо архивной деятельности ТУАК занималась сбором информации о памятниках истории и культуры, их охраной, музейным собранием, археологическими раскопками. К работе в комиссии подключились видные учёные и любители старины со всей губернии, не осталась в стороне и бердянская интеллигенция.

В.Э. Гаевский – потомственный дворянин, статский советник, почётный гражданин и городской голова Бердянска


Членами ТУАК были преподаватели Бердянского городского училища П.Е. Москалец и Бердянской гимназии В.И. Жирнов, а также Бердянский уездный предводитель дворянства В.Э. Гаевский – почти 20 лет непрерывно занимавший пост городского головы Бердянска.

Поскольку своего музея в Бердянске не было, большинство археологических находок из нашего края (в том числе клады) поступали в губернский музей Симферополя, а самые ценные отправлялись в столицу империи. Так, метеорит, найденный в окрестностях Бердянска, пополнил метеоритную коллекцию С.-Петербурга; уникальная статуя всадника, найденная в одном из курганов – коллекцию Императорского Российского исторического музея Александра III; а богатейший клад серебряных вещей восточной работы украсил Императорский Эрмитаж. И хотя все эти экспонаты находятся далеко за пределами нашего города, сберечь их для науки и последующих поколений удалось благодаря активной работе учёной архивной комиссии.

Также читайте:Бердянские сокровища в музеях мира

Также читайте: Где можно увидеть археологические находки Бердянской земли?

Бердянский клад серебра в экспозиции Государственного Эрмитажа

Ковш из морской раковины и золочёного серебра из Бердянского клада, XIII-XIV вв.

Статуя всадника (середина I тыс. н.э.) из Бердянского уезда в экспозиции Государственного исторического музея


Дорогой подарок «дорогого товарища»

Первый бердянский музей - краеведческий - появился в 1929 году. Очень показательно, что под него отвели одно из лучших зданий города – двухэтажный особняк бывшей городской управы. А 8 ноября 1930 года в Бердянске торжественно открыли Художественный музей имени Заслуженного деятеля искусств И.И. Бродского. Основой музейного собрания послужили 230 картин выдающихся русских художников из личной коллекции Исаака Израилевича. Приняв от земляка «высококультурный подарок», городской совет разместил его на втором этаже всё той же городской управы. Также было решено создать при музее изостудию и издательство. Планировалось печатать репродукции картин и открытки, чтоб музей мог зарабатывать (вплоть до конца 1970-х годов его посещение было бесплатным).

Бердянский городской музей и картинная галерея им. Заслуженного деятеля искусств И.И. Бродского, 30-е гг.

Сам «дорогой товарищ И.И. Бродский» был объявлен Пожизненным Директором художественного музея и наделён правом формировать собрание на своё усмотрение. В дальнейшем он неоднократно пополнял коллекцию за собственные средства, обогатив её новыми произведениями живописи, графики, скульптуры и художественного фарфора. К 1941 году количество экспонатов было уже около 500. Согласно акту эвакуации (с приближением фронта в октябре 1941 фонды эвакуировали в Сталинград) музейная коллекция оценивалась в 240 630 рублей. По мнению нынешних хранителей музея Бродского, эта цифра очень условная - цена картин указывалась без какой-либо экспертной оценки, просто как балансовая стоимость. В наши дни коммерческая стоимость бердянской коллекции (если опираться на цены аукционных домов) может исчисляется не одним миллионом долларов. Но в действительности эти произведения бесценны, поскольку имеют не только художественное, а и историко-культурное значение.

И.И.Бродский (справа) в залах Бердянского музея, на стене картина «русского Ренуара» Павла Шмарова «Встреча»


Немало полотен, хранящихся в нынешнем музее Бродского, когда-то украшали музей Императорской Академии художеств в С.-Петербурге. По одной из версий - Бродский спас эти картины от уничтожения, когда старое «буржуазное искусство» нещадно выбраковывалось новой властью: выбрасывалось и резалось на холсты.

Вот так, по иронии судьбы, отдав когда-то археологические сокровища в столичные музеи, бердянцы получили художественные ценности из музеев Петрограда и Москвы.

Открытка с репродукцией картины В.Адена «Чужие» из музея Императорской Академии, изд. 1913 г.

Картина В.Адена «Чужие» в коллекции БХМ, во время реэкспозиции


К слову, бердянские трудящиеся постарались достойно отблагодарить знаменитого земляка. К пятилетию создания музея, от его коллектива и Совета музея, Бродскому был преподнесён подарок - письменный прибор (4 предмета) из серебра, зелёного оникса и хрусталя. Роскошный подарок даже по нынешним временам, а в те годы – просто царский.

Письменный прибор, подаренный Бродскому, в экспозиции Музея истории г. Бердянска

Чернильница и карандашница с дарственной надписью (серебро, хрусталь, оникс)


Культурная революция

Работа Бердянского городского музея и картинной галереи в то время имела важное идеологическое значение. Экспозиция была построена строго по нормам принятым Народным комиссариатом образования. Помимо картинной галереи она включала: эволюционный кабинет, показывающий происхождение Земли и человека, геологию и палеонтологию (на заре атеизма было важно продемонстрировать трудящимся несостоятельность библейской истории сотворения Мира); раздел природы родного края, причём зоологические коллекции были показаны «в имитации естественной обстановки»; в разделе истории «в вещных экспонатах и картинах отражена история Бердянского района от доклассового общества до революции 1917 г.»; раздел социальной реконструкции представлял успехи народного хозяйства края во вторую пятилетку.

Группа отдыхающих д/о им.Тельмана на экскурсии в музее им.Бродского, май 1941 г.

За первые полгода работы объединённых под одной крышей музеев их посетило свыше 8 тыс. горожан. Учитывая, что население Бердянска в 30-х годах составляло около 40 тыс. человек, музей посетил каждый пятый бердянец! Тем не менее, Президиум городского совета обращался к профсоюзам предприятий и учреждений с настоятельной рекомендацией увеличить количество «культпоходов», активнее вовлекать трудящиеся массы в работу музея и направить представителей партийных, профсоюзных и общественных организаций в Совет музея. В постановлении подчёркивалось, что «музеи краеведения и художественный занимают выдающееся место в деле культурной революции на Бердянщине».

Продолжение следует


Наше приложение для iOS

Реклама


comments powered by HyperComments

Культура