Сергей Варчук: «В кино мне повезло больше, чем в театре»

18.09.08 | 16:03
Поделиться ссылкой:  

Свой приезд в Бердянск на кинофестиваль Сергей Варчук считает уже доброй и почти семейной традицией. Ведь в 1999-м он приезжал сюда с дочерью, а почти 10 лет спустя, в 2008-м, приехал с сыном. Но насколько удачливым будет его приезд на 11-й Бердянский международный кинофестиваль, никто, даже он сам, предположить не мог. Ведь о специальном денежном призе, учрежденном городским головой Бердянска Евгением Шаповаловым, который будет вручаться актеру за лучшее воплощение на экране образа современного героя, участники фестиваля узнали, уже приехав в Бердянск. Интрига по поводу этого приза сохранялась до последнего дня. И когда на сцену под шквал аплодисментов как победителя в этой номинации вызвали Сергея Варчука, он, казалось, был удивлен больше других.

Получая денежный приз мэра Бердянска в сумме 3 тысяч долларов США, артист смущенно сказал, что такое признание для него, не имеющего пока никакого звания, но имеющего 26-летний опыт актерской деятельности, очень приятно и почетно. А еще он признался, что само участие в церемонии закрытия кинофестиваля для него до последней минуты было под вопросом, так как заболел его сынишка Ваня. В общем, приезд в Бердянск для артиста стал чем-то вроде вариации на тему сказки про Золушку. Хотя, как выяснилось, в актерской судьбе Сергея Варчука было немало крутых, но довольно удачных поворотов.

— Сергей, для большинства зрителей Вы стали артистом двух фильмов — «Не могу сказать «прощай» и «5 минут до метро». И хотя между этими фильмами лежит временной отрезок не менее 25 лет, Вас узнают именно по этим фильмам…

— Между этими двумя фильмами было еще немало интересных картин. Но, наверное, действительно, для разных поколений зрителей я стал узнаваем именно благодаря этим фильмам. Мне, кстати, один мой знакомый актер рассказывал что-то подобное: он снялся за свою жизнь в более, чем 20 картинах, но стоило ему сыграть роль в сериале, как все заговорили о нем, как о молодом актере. Вероятно, здесь секрет в какой-то особой зрительской симпатии к сыгранному персонажу. И я счастлив, что мой герой в фильме «Не могу сказать «прощай» был созвучен и симпатичен поколению зрителей 80-х и меня заметили в сериале «5 минут до метро».

Кстати, что касается съемок в упомянутом сериале, то не знаю, позовут ли меня сниматься в подобные проекты еще.

— Вы настолько неудобный и конфликтный артист?

— Я бы не сказал. Просто у меня остался некий неприятный осадок после этого фильма и я, возможно, подпортил себе репутацию. Получилось так, что на съемочной площадке сериала «5 минут до метро» между мной и авторами, даже не знаю как сказать, вышла совсем нетипичная история. Ведь первые 12 серий мы с Мариной Могилевской играли, согласно сценарию, довольно дружную семью. Потом по фильму я должен был на время исчезнуть (как бы на заработки) и появиться через время, как настоящий мужчина, с деньгами, и продолжать бороться за свою семью, выкупать эту квартиру. А получилось, что когда мы отсняли 12 серий и постарались сыграть так, чтобы нашей семье зрители сопереживали и волновались, что будет с нами дальше, сценаристы вдруг предложили неожиданный поворот. Вдруг оказывается, что у меня все это время была другая женщина. У моего героя вдруг резко все меняется — от характера до судьбы. Мне это было непонятно, тем более, что в сериале подобный персонаж уже был, который бегал от жены к любовнице по этажам.

И я высказал тогда свою заботу, подчеркну, именно заботу, создателям фильма. Я, как человек, который болеет за свой персонаж, пошел к продюсеру разговаривать о своем персонаже с желанием добра и стремлением сделать все лучше. На что мне ответили, что я должен быть готов к разным поворотам. В общем, после разговора с продюсером меня убрали из фильма сразу на 60 с лишним серий. Хотя, если за первые 12 серий зритель меня запомнил, то моя работа не пропала даром. Ведь мы, артисты, работаем для зрителя. Так вот, когда мне вдруг позвонили, чтобы я приехал на один съемочный день, то я, естественно, приехал. Правда, когда мне дали сцены и я их прочитал, то сказал, что я их перепишу. Моей целью было закончить тот образ, который я играл в начальных сериях, чтобы он был цельным. В общем, если за 12 серий я оставил о себе память, то это лучше, чем я бы в 100 сериях был и меня бы зритель не заметил.

— И что, после этого фильма Вас не приглашают больше в сериалы?

— Нет, не приглашают.

— И чем же Вы сейчас занимаетесь?

— В Москве я сейчас живу, работаю и снимаюсь. В Киев почему-то больше не приглашают. Вот сейчас на НТВ выходит сериал. Вернее, это три новеллы по 4 серии, где персонажи переходят из серии в серию. Это криминальное видео, где я играю начальника убойного отдела. Также на ТВЦ, а потом, наверное, и на других каналах будет показан телевизионный 8-серийный фильм «Женщина желает знать» с Верой Глаголевой в главной роли. А мы с Мариной Яковлевой играем такую странную семейную пару усыновителей. Потом здесь, на Бердянском кинофестивале, должен был быть представлен для конкурсного показа фильм «Вероника больше не придет» с Риммой Васильевной Марковой, но почему-то в последний момент его не оказалось в программе. Кстати, из-за этого фильма я и приехал в Бердянск. Это все, что выходит из моих киноработ на экраны. А так в последнее время никаких интересных предложений в кино не было. Поэтому я занимаюсь сейчас театральными проектами.

— Интересных предложений, Вы говорите, не было. А что, от неинтересных Вы отказываетесь?

— Ну, иногда нахожу в себе смелость делать это. Иногда попадаются предложения сыграть героев, которых ты уже играл. Время-то сейчас какое: предлагают сыграть кого-то, а я, как честный человек, прочитывая сценарий, в свою очередь, предлагаю режиссеру попробоваться на другую роль, которая меня больше зацепила. А мне отвечают, что на понравившуюся мне роль с канала уже пришла установка и ее будет играть другой артист. И тогда я спрашиваю: почему создатели лишают себя возможности посмотреть другого артиста, сделать хотя бы пробы. На что мне отвечают, что такой подход к подбору — веяние времени. А ту роль, которую мне предлагают, мне уже неинтересно играть. И получается, что где-то меня не утверждают по своим соображениям, где-то я отказываюсь.

— Так все-таки бывает, что Вас не утверждают?

— Да. Был у меня случай, когда я прошел все пробы, режиссеру все подходило, меня почти утвердили и вдруг звонят со студии с извинениями, что роль отдают другому актеру. Пытаюсь выяснить как и почему, а мне говорят, что просто к режиссеру пришел продюсер, положил перед ним фотографию другого актера и сказал, что он будет играть. Главный мотив продюсера, что тот актер внешне на него похож!

— И это главный критерий отбора на роль?

— Да. И при этом продюсеру все равно, какой психотип предложенного им актера, каково придется режиссеру, когда он будет под этого актера переделывать сценарий, отказывать другим… В общем, в кино сейчас происходят такие ситуации довольно часто.

— Сергей, а в 80-х, когда Вы только начинали работать в кино, было по-другому?

— Совершенно! Хотя тогда было другое недовольство. Бывало, мы буквально бастовали против худсоветов. А сейчас, парадокс, я понимаю, что цензура-то нужна! И худсовет нужен. Потому что в худсовете сидели профессионалы. Да, были моменты вкусовщины, симпатий и антипатий, но, тем не менее, это были люди с профессиональной подготовкой и опытом. Да, эти люди серьезно влияли на твою судьбу, но у тебя была возможность попробовать свои силы! Вот сейчас и по телевизору, и в газетах нередко рассказывают о популярных фильмах, кто на какую роль в них пробовался и кого из сегодня именитых не утверждали. А ведь не утверждали и Александра Абдулова, и других известных артистов — и ничего зазорного в этом не было. Пробовались практически в равных условиях и неизвестные артисты, и народные… У меня, например, были тоже всякие ситуации с худсоветом.

Сергей Варчук в главной роли в спектакле «Женщина без границ»

— Об этом, пожалуйста, поподробнее…

— Была в моей жизни такая картина «И вся любовь». Я попробовался, и меня на роль в ней не утвердили. Но режиссер Анатолий Васильев, знающий меня по предыдущей картине, очень хотел снимать именно меня. И вот в роли, в которой режиссер видел меня, начал сниматься Вадим Спиридонов, царствие ему небесное. И вот, когда уже часть материала была отснята, меня снова вызывает режиссер и говорит, что допустил ошибку, что меня неправильно заявил, неправильно сделал пробы. И он взял любительскую видеокамеру и в скверике снял со мной сцену. И режиссер настоял на том, чтобы худсовет снова меня посмотрел, сказал, что сам допустил при пробах ошибку, и настоял на том, чтобы утвердили меня. Вот до чего тогда доходило! Спасибо Вадиму, который сам был прекрасным актером и режиссером и понимал, что с ролью у него и с режиссером не складывается. Он сам без обид уступил мне место. И вот эта моя роль потом была отмечена на нескольких фестивалях. К сожалению, у этого фильма практически не было проката, потому что он вышел на экраны в те времена, когда кинематограф разрушался. Но на самом деле из всех своих работ в кино (а их более 40-ка), я эту роль ценю очень высоко. Это именно та роль, за которую мне не стыдно. Также я считаю эту свою работу определенной ступенькой в своей актерской судьбе.

— Сергей, из других Ваших ролей в кино какие, кроме упомянутой, Вы считаете наиболее удавшимися и этапными для своей актерской судьбы?

— Есть у меня, конечно, такие роли. Но боюсь, что широкому зрителю эти картины практически неизвестны. Был такой 4-серийный фильм, как «Золото Югры», была и такая телевизионная картина, как «Город над головой» (о жизни потомственных метростроевцев), которая всего раз была показана. Памятен мне и короткометражный фильм «Мостик», где я сыграл острохарактерную роль, что мне крайне редко предлагали. Сыграл такого себе деревенского дурачка. В фильме «Рокировка» у меня, кстати, хоть и небольшая, но тоже острохарактерная роль. Знаете, я могу по пальцам пересчитать, когда мне пришлось сыграть не самого себя, вернее, свою органику, а совершенно другого человека, интересный характер.

— А если приходится играть законченных негодяев, отрицательные роли?

— Мне нравится. А вот моей жене моя роль киллера в сериале «Дронго» не понравилась. Она мне так и сказала, что такие роли мне играть больше не нужно. Я же это замечание моей половины воспринимаю как комплимент. Значит, роль хорошо получилась. Ведь сейчас, когда артисты часто играют в сериалах, особо не перевоплощаясь и не используя грим, зритель путается: кого сейчас играет актер — бандита или милиционера? Так что я рад, когда мне удается сыграть непохожего на себя человека. Всегда тщательно стараюсь работать на съемках не только с гримерами, а и с художниками по костюмам, чтобы полнее и ярче создать образ своего героя. И если мне роль, пусть и не всегда заметная для зрителя, удалась, то я считаю ее пусть и небольшим, но шагом в овладении профессией. Ведь актерство — это та профессия, которой нужно учиться всю жизнь. Я далек сегодня от того, чтобы сказать, что уже все умею, мне нечему учиться и я могу остановиться.

— Сергей, вы считаете себя реализовавшимся актером?

— Нет! А кто из актеров вам скажет, что реализовался полностью? Если кто-то такое и скажет, то это значит, что ему уже больше не нужно работать.

— А где Вам больше все-таки удалось себя реализовать — в театре или в кино?

— В кино, конечно же. В театре у меня меньше было занятости. Хотя масштабные роли были, и накал страстей не хуже, чем у Шекспира. В кино такого не было. Хотя по количеству сыгранных характеров в кино мне повезло больше. В театре, знаете, можно реализоваться тогда, когда ты находишь своего режиссера. У меня так не получилось.

Виктория Горбатко

Досье

Родился 19 апреля 1956 г. в г. Свердловске. И хотя с детства мечтал быть моряком, после окончания школы поступил в Уральский университет на факультет теоретической физики. Случайно попал на дипломный спектакль к сестре, которая училась в театральном училище, и решил изменить профессию. Затем была служба в армии, работа грузчиком и учеба в Свердловском театральном училище и три попытки поступить в театральные вузы в Москве. Учился в театральной студии МХАТа на курсе у Олега Ефремова. Дебютировал в кино в 1982 году в главной роли в фильме «Не могу сказать «прощай». Сергей Варчук востребован в кино и сегодня. Он снялся в сериалах «Графиня де Монсоро», «Золото Югры», «Люди и тени», «5 минут до метро». Параллельно работает в театре. Женат, имеет взрослую дочь и 5-летнего сына. Жена Ольга работает в фирме, реализующей международные строительные проекты.


Наше приложение для iOS

Реклама



Интервью